Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?

Просмотров: 6097Комментарии: 26
ОбразованиеШкольное образование

Эта статья Ольги Юрковской была впервые опубликована в журнале «Сноб». Мы публикуем её без изменений.

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит.

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей.

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот.

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное - умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало, кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Комментариев: 26 RSS

1 Антонина Ивановна, мама 4х детей. 08-04-2015 13:45

Бред. У меня 4 детей и все получили хорошее школьное образование. Потому что дети шли в школу с радостью. Я так их воспитала. А автор, интересно, училась в школе? Видимо, обида на учителей жива в ней до сих пор. А детей воспитывать надо, чтобы они шли в школу учиться, а не штаны протирать. И никакой репетитор не нужен, когда ребёнок понимает зачем идёт в школу. Всё зависит от нас, мои дорогие родители.

2 Наталия Васильевна, мама 2х детей 08-04-2015 17:20

Полностью согласна с автором статьи. Так оно и есть. Родители просто не задумываются об этом и не хотят вникать в вопросы учителей-учеников.Моя старшая дочь училась в специализированной школе, где, действительно, хотелось подражать Учителям. Училась с удовольствием. Младшая дочь учится в обычной школе - все как описано в статье.

3 Виктор Петрович 09-04-2015 07:18

Думаю, действительно, полностью обобщать будет слишком грубо.

Много факторов, от которых зависит комфорт школьной среди.

1. Директор.

2. Педсостав.

3. Классный руководитель.

4. Благополучение окружающего района.

Что мне симпатизирует в целом в этой статей - что необходимо более творчески подходить к самому школьному процессу. Ну если хотите, то некое подобие толстовской яснополянской школы.

4 gala 09-04-2015 12:15

Позиция надутого сноба. У нас дети по окончании школы поступают в лучшие ВУЗы страны без всяких репетиторов. А вечера встречи с выпускниками - это лучшие вечера в моей жизни. Они приходят, много лет спустя после окончании школы, делятся всеми радостями и проблемами.

Заплевать и очернить можно все и вся, было бы желание и, чаще всего, совершенно необоснованное чувство превосходства над другими.

Ну, а в целом проблемы нет: закон об образовании позволяет учить и дома - самим или нанимать по своему вкусу профессоров и академиков.

Вот что становится реальной трудностью и для учителей, и для учеников - перегруженность предметов излишней наукообразностью, деталями и подробностями. Но это уже проблемы не школы, а Минобрнауки.

5 Антонина Ивановна, мама 4х детей. 09-04-2015 13:41

Очень хорошо сказано, gala! Не умеют жить среди людей, пусть из себя аристократов корчат, но дома. И образуются, и воспитываются и пр.пр.пр.

6 Виктор Петрович 09-04-2015 20:43

Гала, увы, но то, что вы пишите - скорее исключение, чем правило. Специально в своё время опрашивал приятелей, знакомых. Почти ни у кого нет контакта с однокашниками, дружеских связей и т.д. Теплые воспоминания о школе... Ну да. Но это уже особенность нашей памяти - ностальгировать и помнить только лучшее.

Да и так где в школах бываю - единицы, где более-менее здоровый коллектив.

7 Татьяна В. 11-04-2015 09:44

Что же хорошего может опубликовать журнал с таким названием? Автор расстаралась ради гонорара, а заодно и отомстила своей школе за собственные неудачи. Что обсуждать?

8 Виктор Петрович 11-04-2015 16:30

Про журнал зря вы так. Я его редко, но читаю, бывает хороший материал.

И в статье есть разумное зерно. Тоже не стоит вдаваться в крайности, как автор.

9 Виктор Петрович 11-04-2015 16:32

Ведь на самом деле не зря же самые "крутые" репетиторы говорят, что работают только индивидуально. Исключая любые даже мини-группы, хотя с экономической точки зрения это и более выгодно.

Да-да. Я понимаю, что дело опять упрётся в деньги. Но тут скорее обсуждается сама идея, подход, а не практический способ реализации.

10 Комментатор 61 12-04-2015 11:30

Абсолютный бред! Ни с одним словом не согласна! Я сама педагог и знаю проблему изнутри. Главное - выбрать хорошую школу, где работал бы доброжелательный, увлечённый своим делом коллектив. Я в таком работала. С учениками мы до сих пор на связи. Первым из них уже 40, а они постоянно выходят на связь, благодарят, мы встречаемся с ними время от времени. Многие из них успешные люди, но все они с теплотой и благодарностью вспоминают нашу школу, наш класс и нас, учителей. Если бы у меня тогда были дети, отдала бы их туда без страха любому из учителей. А вот ОУ, где я сегодня работаю...Руководство такое гнилое, что я искренне сочувствую всем, кто там учится. Все лучшие учителя уходят. В этом году я тоже ухожу.

11 Васильевич 12-04-2015 16:46

Я рад, что вы невзначай и как бы тонко

мастерски назвали себя тоже хорошим учителем,

поэтому отношение к вашему суждению особое:

скажите, как вытекает из суждения, что 40-летние

ученики (б) звонят и спешат на встречи, то, что они

хорошие специалисты, обученные еще со школьной

скамьи? Мне просто интересно, как работает

диагностикум "хорошести" в вашем случае.

12 Татьяна В. 12-04-2015 19:57

А мне интересно, гнилое руководство, оно какое?

13 Комментатор 61 12-04-2015 22:29

Гнилое руководство не заботится о порядке в учебном заведении, пишет внутренние уставы, но не требует и не контролирует их выполнения. Учащиеся, которым запрещено по Уставу колледжа находиться в верхней одежде, ходят по всему колледжу в куртках, пальто, пуховиках, хотя в кабинетах очень тепло. 2-3 педагогаа требуют снять верхнюю одежду в гардеробе, а остальные не связываются, чтобы не напороться на грубость. На всех без исключения уроках сидят, уткнувшись в экраны сотовых телефонов. Преподаватели и мастера предлагают на педсоветах разные способы решения этих проблем, но руководству это безразлично, т.к. сами они уроки не ведут. При письменном запрете курить никто не контролирует выполнение этого требования, кроме нескольких педагогов, которые через некоторое время тоже опускают руки, понимая, что ничего не изменишь в одиночку, когда руководству этого не надо. В итоге учащиеся курят в туалетах и даже под лестницами. Организационные вопросы с 1 сентября каждого года пущены на самотёк, представители администрации колледжа не дежурят ни при входе в колледж, ни где-либо ещё. Ну и, конечно, не требуют этого от преподавателей и мастеров. В городе жители с испугом спрашивают, правда ли, что у нас, со слов учащихся, анархия и детям можно всё. Ну а руководство колледжа озабочено между тем составлением красивых, показушных отчётов для министерства. Директор по договору дорабатывает последний год и никаких острых вопросов не поднимает, чтобы не оказаться неудобным для министерства и, возможно, быть назначенным ещё на один срок. Учащиеся директора вообще не знают в лицо, т.к. он просто не показывается им на глаза, не проводит с ними бесед, ни разу не выступал перед ними. Второкурсники под конец учебного года просят своего мастера показать им хоть раз директора: кто это, мол, и как он выглядит.

Ну а для уважаемого ядовитого Васильича: во-первых, наши выпускники ( не колледжа - я тогда в школе работала) - прекрасные, ответственные, трудолюбивые люди (мы ведь в советское время ещё и воспитывали), во-вторых, несколько учащихся ещё в школе, глядя на нас, молодых тогда, и увлечённых нашими предметами, стали хорошими педагогами. У одной из выпускниц, работающей педагогом, каждый год - победители областных( не говоря уже о школьных, городских), а также российских олимпиад, она живёт школой и любит своих учеников. Многие пошли туда, куда мы им в своё время советовали, обнаружив у них какой-либо талант. Теперь они работают в этих сферах, занимают руководящие должности, обожают свою работу. Я считаю, что они состоялись.

14 Васильевич 13-04-2015 00:18

Можете считать все что угодно и всех кем угодно, но наберитесь сил понять и ответить на мой невинный как ваша первая выпускница вопрос:

как вытекает из суждения,

что 40-летние ученики (б)

звонят и спешат на встречи,

то,

что они хорошие специалисты,

обученные еще со школьной скамьи?

15 Татьяна В. 13-04-2015 03:42

Понятно. Я бы тоже ушла от такого бардака. Но это беда многих колледжей. Я тоже один подобный видела. Контингент у них -наши самые худшие девятиклассники становятся лучшими там. Так что в школе действительно интереснее.

16 Комментатор 61 13-04-2015 19:38

Вы меня простите, уважаемый Васильевич, но у меня такое ощущение, что я опрадываюсь перед Вами. А между тем есть очевидные вещи, которые не нуждаются в объяснении. Для меня с моими учениками - очевидно. А в школе, как Вы понимаете,специалистов не готовят. Мы их влюбляли в наши предметы. Им нравилось учиться, нравилось участвовать в мероприятиях, в олимпиадах, и это было счастливое время, когда школа воспринималась и нами, и учениками как семья. Тем более что школа наша была новая, особенная в плане архитектуры, и мы все проводили там много времени. И они после окончания школы прекрасно, без всяких репетиторов сдавали успешно экзамены и поступали туда, куда хотели. Нам на радость. Подтверждали своими знаниями наши оценки.

17 Васильевич 13-04-2015 22:00

Но тогда, любезнейшая, почему бы вслед за сегодняшними детьми не считать, что они учатся в прекраснейшей школе, из которой наконец-то уходят не понимающие их мымры образца 1973 года? Отказывая в логике себе - разрешайте и им как угодно думать.

Со времен Чехова больные утомительно скучны...

18 Комментатор 61 15-04-2015 08:14

Если Вы, Васильевич, обо мне, то в 1973 году я сама ещё была примерной ученицей средней школы. Интересно, а Вы педагог или нет? Если та же язвительность обрушивается на Ваших учеников (если, конечно, Вы педагог), то я бы Вам своих детей не отдала. Просто потому, что нет позитива. Один негатив. А по-доброму Вы мыслить умеете? Иногда создаётся такое ощущение, что некоторых комментаторов обидели учителя, недооценив их в своё время, и теперь они таким образом мстят им. Уж извините, если я не права, но при всём уважении к Вашему широкому кругозору я действительно всегда удивлялась желанию уколоть человека по поводу и без.

19 Виктор Петрович 15-04-2015 09:18

61.

Не принимайте уколы Васильевича как личную обиду. Это стиль общени. Своего рода трансформированный троллинг. И весьма удачный.

20 Васильевич 15-04-2015 22:04

Комментатору-61 предлагают пояснить свою мысль, вместо этого комментатор к месту и не к месту тычет недопонятым словом "язвительный" и не говорит, но вещает на тему собственных комплексов. Что вы ее успокаиваете? Она только начала думать. Дебют не очень удачный, примите и прочее.

Родит же Россия...

21 Комментатор 61 16-04-2015 23:25

Васильевич, по-моему, Вы разогнали своими нападками всех комментаторов. Несколько лет назад здесь люди охотно общались друг с другом, высказывая свои мнения, но, однажды появившись и оскорбляя фактически всех подряд, Вы резко сократили желание педагогов участвовать в обсуждениях. Сейчас вас, оставшихся, можно по пальцам пересчитать. Не знаю, может быть, Вы действительно оригинально мыслите, как искренне полагает Виктор Петрович, но мне Вы неприятны. Мужчина, пытающийся унизить и оскорбить женщину, - это, простите, уже не мужчина. А мне приходилось читать за эти годы Ваши многочисленные оскорбления в адрес очень и очень многих. Я тоже пожалела, что снова рискнула оставить здесь свой комментарий.

22 Васильевич 17-04-2015 00:30

Ответа на вопрос, заданный дважды, нет.

Третий раз спрашиваю речистую без причины женщину КОММЕНТАТОР 61:

как вытекает из суждения,

что 40-летние ученики (б)

звонят и спешат на встречи,

то,

что они хорошие специалисты,

обученные еще со школьной скамьи?

Заодно и оскорбитесь как женщина еще пару раз на пустом месте.

У вас на это талант. И подкрепленный навык.

23 Васильевич 17-04-2015 02:18

Анекдот для стимуляции умственной деятельности:

Автобус подпрыгивает на ухабе. Все произносят вторую букву алфавита с продолжением. Только одна женщина кричит: "Я на вас всех в суд подам за оскорбление!"

24 Виктор Петрович 17-04-2015 15:26

Комментатор 61!

Что оставили комментарий - это хорошо!

Ну а Васильевич... Ну не обращайте на него внимание.

Точки зрения все нужны, все важны. Высказались - и хорошо. Дальнейшее общение можно и не продолжать же, если оно не приятно.

25 gala 18-04-2015 22:44

Меня поражает, что люди, зарегистрировавшиеся под никами, воспринимают комментарии на свой ник как личное оскорбление. Ну не по скайпу же вы общаетесь, вас не видно и обижающего не видите. Воспринимайте более отстраненно. ведь иногда и резкие выпады бывают интересны своей неожиданностью и даже оригинальностью, если они без второй буквы алфавита или не из области xyz.

26 Виктор Петрович 20-04-2015 11:06

Это всё наши ранимые педагогические души.

Измученное наше самолюбие непризнанностью нашей профессии :)

Оставьте свой комментарий!

Дорогие пользователи! У нас принято указывать настоящие имена.

(обязательно)