Каково быть сегодня учителем на селе?

Просмотров: 6738Комментарии: 17
Голос народа

Каково быть сегодня учителем на селе?Руководители сферы образования всех уровней не устают говорить, что сельская школа – объект их общего внимания и заботы. В Алтайском крае стараются соответствовать этому утверждению: предлагают материальное вознаграждение за работу в глубинке молодым выпускникам педвузов, проводят конкурсы для всех остальных. Всероссийские Титовские педагогические чтения, второй год устраиваемые на Алтае, – еще один пример того, как власть публично демонстрирует почтение сельским учителям. За что же их стоит так особо благодарить? Виктор Зырянов – учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы – в этом году за свой просветительский труд получил губернаторскую премию. По нашей просьбе он рассказал о том, что беспокоит сегодня сельского учителя.

Широкий профиль

– В августе этого года исполнится ровно 40 лет моей педагогической карьере. Многие удивляются, ведь я еще даже не достиг пенсионного возраста. На самом деле в таком явлении нет чуда, просто работать я начал очень рано.

Случилось так потому, что сразу после школы в институт я не поступил – завалил экзамен по английскому. Было очень обидно с такой неудачей возвращаться в деревню, все-таки на меня возлагали надежды: хороший мальчик, отличник Ельцовской средней школы и вдруг не сдал…

Но ничего. Чтобы не терять времени даром, сразу пошел преподавать. Без препятствий устроился. Работал учителем физкультуры и труда, а одновременно замещал коллег по математике и русскому языку, пока они были в декретном отпуске. Вообще для маленьких школ учитель – специалист широкого профиля – это до сих пор норма. У нас педагогам волей-неволей приходится все знать и все уметь. И в молодости, кстати, такая ответственность не пугает. Я, помню, ничего не боялся! А уж когда получил профессиональное педагогическое образование (через год после неудачи я все-таки поступил), окончательно обрел уверенность.

Сейчас, конечно, не рискнул бы пойти преподавать "не свои" дисциплины, но и необходимости у меня в этом нет. Все-таки теперь работаю в райцентре.

Скажут – и сделаем

– Я на своем веку не одну образовательную реформу повидал: и 84-го года, и "ельцинскую"… Новую реформу, мне кажется, неосновательно продумали. К каким это приведет последствиям? Неизвестно. В России это вечная проблема: начинаем что-то менять, а о результатах не думаем. Как говорится, потом посмотрим. Но ведь через 11 лет, когда воспитаем поколение, будет поздно. Авторы преобразований, услышав общественную реакцию, утверждают, что их неверно поняли, что они не того хотели…

Теперь вот дорабатывают. Как знать, может, мы и получим в итоге нечто реально отвечающее запросам общества. Однако нынешний скоропалительный вариант лично я не принимаю.

Впрочем, сегодня у меня складывается впечатление, что коллеги из сел мало об этом задумываются. Крайне редко учителя официально заявляют о своей позиции. Все больше ждем, что за нас все решат, что голову-то лишний раз морочить? Как в министерстве скажут – так и будем делать. Эта неспособность критически оценить происходящее тоже, на мой взгляд, проблема.

Для меня, как для историка, самое больное в очередной образовательной реформе – новые учебники. Программа предлагает те, по которым научить чему-то серьезному невозможно. Вот в одном из наиболее расхваленных министерством история Великой Отечественной войны представлена в самом усеченном варианте, на Сталинградскую битву там отведено несколько абзацев. Разве ребенок что-то осмыслит?

А менять программу (то есть дополнять другой литературой) нельзя. Теперь ты должен следовать заданному курсу. Не хочется, чтобы было так.

Кто поедет?

– О кадровых проблемах в образовании сегодня говорят не зря, это действительно страшно. У нас в райцентре 78 учителей, а из них моложе 35 лет всего четверо. Самой молодой учительнице 30 лет. Так она у нас девочкой считается…

Человеку хочется хорошо жить сейчас, а не потом, когда появятся стаж и регалии. Это естественно. А на учительские деньги можно разве что выживать. Вот в сентябре обещают прибавить 30 процентов к зарплате (и то не всем), а сколько это в денежном эквиваленте? Получал шесть тысяч, станет получать семь. Вот и все.

Молодежь не хочет ехать в село, и чтобы понять причины этого, надо пожить в отдаленном районе. Я частенько бываю на родине, в Ельцовке. Там все разрушено и заброшено, как после войны: двухэтажные дома с разбитыми окнами, брошенный Дом культуры, ветхий детский сад… Там тоже пенсионеры. Но школа есть, и ребенку все же хочется с молодым учителем общаться. А кто поедет?

Справка

В этом году Титовские премии вручались по трем номинациям:

1) "За пропаганду педагогических знаний": Ольга Жуган, учитель немецкого языка Коротоякской средней школы; Любовь Гукова, учитель русского языка и литературы Кулундинской школы;

2) "За просветительскую работу в области литературы, искусства, истории и культуры, краеведческую деятельность: Сапарбек Маусумбаев, учитель истории и обществознания Байгамутской школы; Павел Гуков, пенсионер, бывший учитель биологии Ключевской средней школы № 2; Светлана Гладышева, учитель технологии Чистоозерской средней школы; Иван Субочев, пенсионер, бывший учитель музыки и пения Парфеновской средней школы; Галина Рогач, учитель географии Панкрушихинской средней школы; Виктор Зырянов, учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы им. Луначарского;

3) "За просветительскую деятельность в области семейного воспитания, разработку и реализацию других просветительских проектов в сфере образования": Галина Лаптева, учитель русского языка и литературы Старобелокурихинской средней школы; Юрий Бирюков, учитель биологии и экологии, директор Гришенской средней школы.

Комментариев: 17 RSS

1 Васильевич 07-05-2011 14:19

Поклон им. А в городах давно одни хапуги. Последних догрызают.

2 Аноним 07-05-2011 14:44

Финтишь, Васильевич. Не примазывайся к селянам, не поможет. Поняли давно твои выпады в сторону УО деревни.

3 Васильевич 07-05-2011 16:13

Впору оттираться, куда еще примазываться...

4 Ирина 07-05-2011 22:07

Спасибо за добрые слова в адрес сельского учителя. А то всё больше нас ругают, что средства не эффективно используем, да побольше автобусов нужно пустить, чтобы эти самые сельские школы закрыть. И это при наших дорогах...

5 Благодарной Ирине. 07-05-2011 23:22

И вот за эти ему спасибо скажите. Тоже тёплые, но очень вонючие.

Из темы "Они хотят, чтобы мы жили в каменном веке."

Васильевич:"Живете и чувствуете штампами: сто лет деревня переезжает в город, процесс завершается просто - вот и все. В Америке, в Европе - даже понятия "деревня" нет. За что вы цепляетесь? За туалеты холодные? За корни? Горько, но ведь это прошлое, оно БЫЛО и прошло. Теперь другая жизнь.

В автобусе как-то ехал с учительницей из поселка, она меня помнила, я ее как студентку, вот маразм-то, так и не вспомнил, как она ни старалась. Так она, без книг, так одичала, что А. Вознесенского отнесла к 19-му веку, к первой половине, наверное. Я за Андрея Вознесенского порадовался: он бы и не помечтал, скромный человек был."

А это Вам из темы "Модульно-рейтинговая система. Плюсы и минусы".

Васильевич:"Когда наперли в вуз деревенские, поселковые и окраинные девки (как людей - люблю, как специалистов - нет), они от сессии до сессии в лицо преподавателя забывали. А цацки родоки уже кому надо втолкнули еще на вступительных. Что было делать на этом пиру чужой жизни? Вот и вылавливали всю эту публику промежуточным контролем, а отчислить было нельзя, только аттестацию не поставить. Нормальному студенту и сессии достаточно, и свободное посещение - это для него. Только кто их на нормальных и субнормальных делить будет? Поезд ушел, момент упущен. И получилось третье агрегатное состояние коммунизма - демократия идиотов."

6 Аноним 08-05-2011 00:03

Эту историю, Васильевич, ты уже рассказывал. Забыл? Кстати, по другому поводу...

7 Васильевич 08-05-2011 00:11

У этого анонима (сайтовая пьянь-писучка за 100 рублей в месяц) в мозге даже не укладывается, что любить можно и нормальных, и совсем нормальных людей. От этого они не перестают быть очень разными. Еще пьянь б. журналистская не различает действительности и своих бзиков.

А тупоумия не стесняться - тут он первый. Хоть тут смог.

Деревенских учителей (не жителей) я повидал на своем веку. Очень приличные люди, сердечные. Им, повторюсь, поклон. Проборолись они тихо с деревенщиной неотесанной и неслышно отходят сейчас от министерских реформ в нети невозвратные.

8 Аноним 08-05-2011 01:28

Может, ещё пару твоих цитаток нарыть? Хорошо оправдываешься. Радуешь.

10 Ирина 08-05-2011 09:45

За что вы цепляетесь? За туалеты холодные? За корни? Горько, но ведь это прошлое, оно БЫЛО и прошло. Теперь другая жизнь.

Немного не согласна с вами. Туалет у меня благоустроенный, дом прекрасный, многие в городе в таких не живут.

Я выросла в городе, красный диплом получила, а вот уже 25 лет работаю в деревне, по распределению. И считаю, что не важно, где ты живёшь, всё от человека зависит. Можно и в городе "дремучим быть" и из села по нескольку раз в год на курсы съездить. Просто у каждого своё. К толерантности не зря всех призывают. У вас странное представление о деревне,сороковых годов какое-то. И Интернет у нас есть, и компьютеры, и "тарелки" телевизионные, и сельскохозяйственных животных давно не выращиваем. Но я за то, что пока на селе есть дети, то их надо учить дома, там где их семья, где их родители живут. Чтоб любили они это место, а не с таким презрением относились к своей малой Родине. И учить их надо не только знаниям, а и правилам поведения, культуре, чтобы потом каждый не тыкал им, что он родился в деревне.(Хотя знаю массу "городских" ну просто очень не культурных.

11 Аноним 08-05-2011 11:24

Работаю в сельской школе. Уже 13 лет - это много, а для меня долго. Именно 13 лет назад поменяла городскую квартиру промышленного города (в одной из республик бывшего СССР) на сельскую квартиру в дальневосточной деревне. Школу не люблю и не любила, даже в годы своего обучения. Почему работаю? Устроится в селе на другую работу не смогла, а в город переехать тоже не могу. Почему не люблю школу? Не люблю домашних заданий, а без них в этой профессии невозможно. Не люблю хамство, а в подростковом возрасте редкий ребенок не стремится самоутвердится и выпендриться за счет учителя.

Дети сельские разные подчас ничем не хуже, а может и лучше городских, хотя встречаются и откровенные мерзавцы. Педагоги тоже разные, но были и есть грамотные специалисты, профессионалы в своих областях.

Проблему нынешнего образования вижу во всеобщих приписках показателей, но здесь в большей степени вина администрации как школьной, так и управления образования и наше учительское попустительство, конформизм. Требования к детям заниженные, а самооценка у большинства из них завышенная. Права свои знают, а обязанностей нет.

В реформы не верю, т.к. пишут их люди явно преследующие свои личные цели и не имеющие намерений действительно улучшить положение дел в образовании.

На самом деле всё просто: разрешить педагогу ставить "2", не упрекая за низкое качество, разрешить оставлять на второй год и не пускать в старшие классы тех, которые явно не собираются учиться; не возлагать особых надежд на повышение качества образования за счет информатизации и инноваций в целом (здесь конца подтасовок мнимой продуктивности самими педагогами нет и не будет), но обеспечить школы действительно качественным, скоростным интернетом, развить дополнительное образование в сети и компенсировать профильное обучение посредством дистанционного обучения. Тогда повышенный уровень математики будут осваивать те кому это надо, и искусством, и языками займутся заинтересованные. Будет осуществлен выбор учеником без глобального реформирования.

И ещё...мышление ребенка видящего просторы природы развито гораздо лучше мышления ребенка, невидящего захода солнца за серыми типовыми многоэтажками. В этих многоэтажках выросло не одно поколение городских жителей. Если кто-то, когда-то и встретил сельских дурынд в "советском педе" - это ещё не показатель тупости сельского населения в целом.

Мечтаю о терпимом отношении к людям как в реальном, так и в виртуальном общении.

12 Аноним 08-05-2011 14:48

Браво! Полностью согласна с последними двумя.

13 Линна 08-05-2011 18:38

У меня сын в сельской школе учится. В школе равнодушие полное и к учебному процессу и среди учеников в классе.

14 Аноним 08-05-2011 19:04

А в нашу (ну не сельскую, но в очень маленьком городишке) когда приезжают учиться детишки из столицы, которые в этой самой столице учились на пятёрки, сползают на троечки. Я бы не сказала, что это от того, что там их учили, а тут перестали. там как раз не учили, а создавали показатели, а на переферии или в селе ещё учат.

15 Ольга 08-05-2011 21:14

По поводу "дремучести" сельских педагогов может высказываться только дремучий же человек. Ирина абсолютно права.

16 Васильевич 09-05-2011 14:29

Да вы, Оленька, просто с Дунькина Верха припожаловали.

У нас же и произволительность труда в 5 раз выше, чем в Европе, и продолжительность жизни уросла за 150 лет, и товары "сделано в России" с границы из рук выхватывают, и рублем японо-китайские банки забиты под завязку, и свое нам не пахнет, чужое же надоело и смердит, и все мы не осталые препубертатные ЗПР-нарциссы, а "бонусы вирусы" (это я русским буквами по латыни...)

17 Аноним 09-05-2011 14:41

С Днём Победы, дорогая страна! И село и город, и дети и учителя и родители, всех с великим праздником!

Оставьте свой комментарий!

Дорогие пользователи! У нас принято указывать настоящие имена.

(обязательно)