Что бы я сделала со школьным курсом литературы

Просмотров: 3877Комментарии: 22
Голос народаШкольное образование

Что бы я сделала со школьным курсом литературыМоя школьная программа по литературе была кошмаром. О, эти сны Веры Павловны... Знала ли несчастная, что социализм не просто ухудшит качество сливок - он приведет к тому, что сливки попросту исчезнут как чуждый социальный класс? Меня так и подмывало описать еще один сон, но... На выпускном и вступительном я получила «пятерки» по литературе, но это доказывает лишь то, что в школе я успешно усвоила навыки конформизма и научилась говорить то, что от меня ждут, а не то, что я думаю.

Тем не менее Татьяна с ее красной нитью, сонная Вера Павловна и роль КПСС во всем на свете от чтения меня не отвратили. И даже тот факт, что никакой я не гуманитарий по натуре, не меняют моей позиции. Я за школьную литературу, так как именно с ее помощью я смогла опубликовать стихи, которые вряд ли бы смогла написать не будь литературы в школьной программе. Четырьмя лапами и хвостом – ЗА. Причина проста. Не важно, кто и чем мыслит. Слова, образы, мультики и микросхемы – дело личное. Важно, что литература – и на массовом уровне только литература – позволяет заглянуть в «черный ящик оранжевого цвета» и не просто увидеть действия, но и понять мотивы, за ними стоящие. Литература, простите за пафос, это способ заглянуть в душу другого человека, этого человека понять, и полученные знания примерить на себя и близких.

Я допускаю, что есть люди и целые профессиональные группы, для которых уметь коммуницировать с себе подобными не принципиально, но для большинства успех в строительстве человеческих и профессиональных отношений не мыслим без со-чувствия, понимания этических норм и моральных стандартов и того что называют emotional intelligence. Гениям типа Перельмана такие тонкости, вероятно, до лампочки, но и гениев таких единицы.

Другое дело, чему и как учить. Слишком сложный, слишком простой или неадекватный материал загубят доброе дело на корню; выживших прикончит армейский подход «делай как я».

Сейчас начнется. Вот сейчас – начнется. Потому что если первая часть письма еще имела шансы быть поддержанной частью населения, то у второй такие шансы не просто малы, они, похоже, отрицательны. Вот список того, что по моему мнению должно быть оставлено, вычеркнуто и добавлено.

1. Допушкинская эпоха. Ломоносов, Державин, Фонвизин и иже. Вычеркнуть. (Ок, «Недоросля» можно оставить, весьма актуально). Но... Тяжелый высокопарный стиль, другой язык, другой подход к литературе как таковой. Интересно для тех, кому интересно. Остальные обойдутся.

2. Пушкин, Лермонтов и так называемый «второй ряд», Тютчев и Баратынский к примеру. Прекрасно. «Страна рабов, страна господ» – приехали туда же, откуда уехали. Впрочем, нужен баланс. Пушкин велик, но год на него – многовато.

3. Чернышевский, Белинский и прочие, идеологически близкие – лесом. Сны Веры Павловны пусть отстаются для любителей сливок.

4. Критический реализм, золотой век русской прозы. Прекрасно, но с оговорками. К примеру, Тургенев – ну кто, кроме советских, насквозь пропитанных пропагандой, критиков мог решить что «Отцы и дети» лучше «Записок охотника»? И даже душка Гоголь... Вот кто лично был большим фанатом «Мервых душ» в школе? Посему оставляем «Ревизора» и расчищаем место.

5. Мы с автором предыдушего послания учились примерно в одну геологическую эпоху, но я готова поклясться, что «Анны Карениной» в моей программе не было. «Война и мир» был (или были?). Нужен ли Толстой именно школьникам и что могут из него почерпнуть ленивые подростки? Немного, к сожалению. Познакомить деток с Толстым надо, конечно, но исключительно в виде какого-то одного произведения, и этим одним вполне могут быть «Севастопольские рассказы». Остальное можно перенести в факультатив.

6. Достоевский ... Да, он лучший. Да, то что он написал, шедевры. Но он слишком глубок – и у него по определению не было литературного редактора, делающего его мысли «читабельными». Учить на нем – это как загрузить не умеющих плавать на баржу и выбросить посредине штормящего моря: кто-то выплывет, но большинство потонут, топором пойдут на дно Марианской впадины. И уж если оставлять, то «Идиота», к примеру, а никак не «Преступление и наказание»: переживания студента и проститутки вызовут у неокрепших разумом глупое хихиканье - и ничего больше. (Я все еще настаиваю на том, что диплом о высшем образовании не может быть выдан лицу, не прочитавшему «Бесов», но я понимаю, что идея в высшей степени утопичная).

7. Серебряный век – включить. Благо, там все больше стихи, длинных опусов никто не писал. Очень романтично, прекрасно оттеняет «основы сексуального образования».

8. Советский Союз – «фтопку» навсегда. «Разгром» и «Молодая Гвардия» в виде бумажных копий будут отлично гореть и выделять положенное количество килоджоулей. Перед тем, как меня убьют, в последнем слове я предлагаю включить в программу Булгакова (не «Мастера» или не только «Мастера», но и «Дни Турбиных», к примеру) и Симонова («Живые и мертвые»), и оставить Шолохова. Писал он «Тихий Дон», не писал, не важно. Важно, что написано.

9. Современная литература – включить. Не обязательно Пелевина с Сорокиным (мы ведь про разумом неокрепших талдычим), но Аксенова и Улицкую.

10. Мировая литература – включить. Как бы ни была велика русская литература, она не существует сама по себе, в безвоздушном пространстве. Не обязательно совсем уж дремучую классику, но Шекспир с Мольером, какой-нибудь Гюго с Козеттой, Диккенс, раз уж Достоевского убрали, и Эдгар Алан По для юных почитателей Twilight вполне по силам среднем школяру.

11. В одной из прошлых дискуссий промелькнула мысль «ну, не Стругацких же их учить». С запозданием отвечаю. Именно что на Стругацких. На Стругацких и Оруэлле. Литература не может подменять собой историю и обществоведение, но может быть использована как прививка от политического бешенства, приступов левизны, правизны и общего идиотизма.

Я еще жива? Чудо. Тогда о том, как учить.

1. Отделить формальные требования от «мыслепреступлений». Да, школа должна научить писать ЖЫ и ШЫ с И, и, вероятно, должна проверить, прочитали ли дети то, что по програме обязаны. Но процесс формального контроля должен быть четко отделен от вкусовых пристрастий. Литература нужна для того, чтобы инициировать дискуссию, а не для того, чтобы научить всех думать одинаково; подобный подход противоречит смыслу слова «думать». Если ученик прочел текст и без грамматических ошибок изложил, почему текст полное «г..но», это ученика право, и ставить ему за это двойку нельзя. Лучше вообще не ставить отметок за содержание. Это не математика, здесь ответов в конце задачника не бывает.

2. Предоставить право выбора, хотя бы в определенных пределах. В первую очередь это касается современной и мировой литературы; школьный курс не может дать о них полное представление по определению. Старшеклассники вполне могу прочесть одну книгу из пяти рекомедованных и представить свое мнение классу/изложить его в эссе. (Прочесть хотя бы одну обязаны. Дисциплину никто не отменял).

3. Сократить литературоведческую часть курса до абсолютного минимума.

Вполне достаточно знать, в каком веке и в какой части света произведение было написано. Разумеется, если есть привязка к определенному событию, такие знания важны для понимания прочитанного. Но кто в каких отношениях был с царем и бабами, кто на ком женился и кто кого где нехорошим словом помянул... Психология творчества - мутная сфера, и марксистко-ленинский примитизм до добра еще никого не доводил. Я далека от мысли считать всю литературную критику бессмыслицей, но даже ее лучшие образцы лучше оставить для тех, кому это интересно.

Прошу искреннее прощение у больших знатоков русской грамматики, но у меня нет ни русской клавиатуры, ни встроенной проверки орфографии – я просто во враждебной клевете практикуюсь.

Комментариев: 22 RSS

1 Аноним 19-02-2011 02:06

Вы достойны быть четвертованым(ой). Ну как Вы так могли с Достоевским? С Советским Союзом как могли? С Ломоносовым? Замечательные стихи писал учёный, много религиозных. Я на нём курсовую защитила "Библейские мотивы в творчестве Ломоносова".

Согласна с тем, что до этой литературы школьники просто не доросли, они не могут ещё это понять. И с тем, что если школьнику не нравится произведение, то он имеет право на собственное аргументированное мнение. Я, например, до сих пор не понимаю восхищение Наташей Ростовой. С моей точки зрения она просто самка. Ну а что Вы узрели в «Молодой Гвардии»? Вроде, там ничего непонятного нет. И вообще по этим книгам хорошо представлять идеалы тех эпох. По ним историю государства изучать можно.

2 Аноним 19-02-2011 02:38

Д.ло в том, что лит.ратуру вс.гда ст.ра.тся "з.точ.ть" в уг.ду к.кой-то п.лит.ки. В 80-ых год.х езд.ла в г. Трускавец. Так в.т в то вр.мя м.стные шк.льн.ки искр.нне сч.тали, что Пушкин был р.волюц.онер.м. Им так в школе объясн.ли. А мне лит.ратура пол.бил.сь и стала пон.тной т.лько во вр.мя уч.бы в ВУЗе в нача.е пер.стройки. Как раз отм.нили вид.ть во всём мот.вы парт.и и нов.й лин.и парт.и ещё не прид.мали. Отт.го и лит.ратура ст.ла лит.ратурой. Нас на ней б.льше уч.ли д.лать ан.лиз, расс.ждать, т.пой пер.сказ был н.кому не нуж.н. Что там за цвет.чки были в в.нке у Офелии? А как Вы счит.ете, что они обозн.чают? Поч.му им.нно эти цв.точки? С чего там н.чин.ется "Борис Годунов"? А пот.м? Ну так и зач.м там ист.рия с Гришк.й-Дмитри.м? Как с.йчас помню, как заст.вляли шев.лить мозг.ми. Эх, и главн.е разр.шали и даже заставл.ли собств.нное мнен.е и мысли изл.гать. Крит.ков тоже изуч.ли, кон.чно. Этих надо было почит.ть, а потом всё равно можно было с ними соглас.ться или не соглас.ться, объясн.в поч.му. Их я не люб.ла: сами нич.го толк.вого не напис.ли, зато крит.куют.

3 durtkus 19-02-2011 09:16

Я согласен с автором в том, что в современном курсе литературы присутствуют лишние элементы, которые дают какой-либо эффект лишь сотой доли учащихся. Курс литературы следует изучать не по авторам или временным блокам, а направлениям, течениям и связям с определенными событиями. И, кстати говоря, я тоже был несколько обижен тогда уже постсоветской системой преподавания литературы. Сдавая экзамен, я написал сочинение о "Преступлении и наказании", написал без шпаргалок и книжек с шаблонными сочинениями, один из 50 сдававших, но мне поставили за мое мнение "4", а у многих других "5" за удачно списанную работу.

В этой статье есть большая долика горькой правды, с которой, естественно, не согласятся миллионы схоластов...

4 Васильевич 19-02-2011 09:19

Можно подумать, литература берет что-то себе, когда нас учит. Нет, совершенно бескорыстный предмет - только раздает. Не для всех. Искусство все-таки.

Не научились брать от нее? Так это свойство читателя, а не литературы.

Мне всегда было стыдно чего-то не прочитать. Я даже воспоминания Барака Обамы нахожу интересными и полезными, хотя другой мир, другие ставки. Интересно, что родители у него познакомились на курсах ... русского языка. С языком что-то не задалось, зато Барак Хуссейн Обама с нами. Спасибо родной словесности.

5 Александр школьный Учитель (не литературы) 19-02-2011 13:42

Литература - это душа человека, его боль, надежда и радость, счастье и великая надежда. Спасибо учителям ВЕЛИКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Мы все стали людьми благодаря - литературе.

6 Аноним 19-02-2011 14:12

"мне поставили за мое мнение "4", а у многих других "5" за удачно списанную работу"

Значит, мне просто по жизни повезло. Мне учителя разрешали высказывать собственные мысли. И я ни разу нигде и никогда не списывала сочинение. Я просто писала то, что думала. Один раз только было такое, что моё личное мнение не понравилось экзаменаторам (это после 8 класса мы писали сочинение, которое проверялось в Москве, а не нашими местными). Но даже тут, как сообщил мне наш учитель, мне поставили 5 только за то, что там написано моё собственное видение, хоть оно и шло вразрез с мнением критиков советской эпохи. Оказывается, бывают и такие экзаменаторы. Я до сих пор не разуверилась в учителях. Среди них действительно много хороших учителей.

7 Аноним 19-02-2011 14:19

"Можно подумать, литература берет что-то себе, когда нас учит. Нет, совершенно бескорыстный предмет - только раздает. Не для всех. Искусство все-таки.

Не научились брать от нее? Так это свойство читателя, а не литературы."

Вот она истина.

Не ожидала от Васильевича.

8 Анна 19-02-2011 16:37

Обращаюсь к автору статьи: вот такие как ты и сидят в Минобразине (точное слово подобрал Задорнов)! Не хочешь читать великие произведения литературы, не хочешь шевелить мозгами - флаг тебе в руки! Скачивай американские фильмы с сортирным юмором и стрельбой и наслаждайся! А для всей нашей страны не указывай! Нам нужно качественное образование! Кто неравнодушен: вспомните фильм "Гостья из будущего" или книгу "Сто лет тому вперед": считалось совершенно нормальным, что через 100 лет образование, наука поднимутся на невиданную высоту! Что совсем не приходило в голову - так это падение грамотности и что из нас СОЗНАТЕЛЬНО захотят сделать обезьян!

9 Аноним 19-02-2011 17:41

Просто уберите оттуда классовость и политику. И Вам станет понятно каждое произведение. И даже более того, станет интересным.

10 Сенсэй 20-02-2011 09:20

Ужж извините, конечно, но ваша программа - "треш". Складывается ощущение, что автор данной статьи писал её "на понтах". То, от чего нужно якобы избавиться, совершенно необходимо.

Вы здесь упомянули, что Советский союз «фтопку». Лучше уж «фтопку» удалить автора...

11 Ольга 20-02-2011 11:02

Ну а речь автора статьи, разглагольствующего о русской литературе, просто слух режет. Не говоря уже о непростительной фамильярности: "душка"...Это о Гоголе-то!Прямо на равных! Хлестаковщина какая-то. " С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" Гюго - "какой-нибудь", у Достоевского "мысли не читабельные", советское - "фтопку".

Аффтар, выпей йаду1

12 Комментатор 61 21-02-2011 17:12

Уважаемый автор, как Вы ошибаетесь! По-видимому, Вам не повезло с учителями литературы. Литература - это единственный предмет, способный формировать, лепить души детей, способный научить познавать мир, себя, окружающих людей, научить сопереживать, обдумывать свои поступки, чувствовать красоту слова, понимать поэзию... У моего ребёнка учитель литературы - редкий халтурщик, и души детей не разбужены. А какие возможности! Ведь любое произведение можно подать с учётом нравственных потребностей учащихся, построить урок, если можно так выразиться, под ученика, его сегодняшнюю боль и проблемы. Не дай Бог, если так же решат и наверху, ведь они и так выхолащивают всё лучшее из образования. А лишить духовности, нравственной основы - это подрубить корни.

13 Аноним 14-05-2011 12:12

Да, чем дальше в лес, как говориться...неужели этот процесс всеобщего упрощения всего уже необратим? Развитие человека всегда происходит через труд. простота понятна, но она не двигает вперёд, она оставляет на месте. Я бы не только не убрала из курса литературы всех перечисленных писателей и поэтов, но и добавила бы ещё. А менять нужно сам процесс образования...улучшать.

14 Васильевич 12му 14-05-2011 12:53

Лиетература и другие виды искусства, вы хотели сказать?

"Летят журавли" в эмоциональном и нравственном плане стоит сотни уроков.

15 Комментатор 61 14-05-2011 19:38

Да, и другие виды искусства, безусловно. Но нельзя недооценивать литературу. Были мы как-то на встрече со знаменитым Ильиным. Заслушаешься! Просто дух захватывает. Думаю, большинство его учеников сейчас - люди порядочные, и он внёс свою лепту в это, так гениально преподавая литературу. А у моего ребёнка что "Муму" Тургенева, что "Дети подземелья" Короленко вообще не обсуждают на уроках. Задание на дом - прочитать. В классе - тест. Вопросы типа:

Дело было осенью (да-нет). И у учителя высшая категория. Устной работы вообще нет. "Бородино" Лермонтова не учили. И даже не читали. И даже не обмолвились о том, что был такой - великий русский поэт Лермонтов. Дети и не знают, как звать даже его. Я свою заставила дома выучить "Бородино" и сама о Лермонтове рассказывала. А остальные дети? Я вас уверяю, отсутствие литературы заметно сказывается на их душах. Они не любят поэзию, не чувствуют текста, не умеют писать сочинение и выражать свои мысли. Это моя боль, не буду больше об этом. Но не лишайте детей литературы! Она должна оставаться в числе основных предметов. Может, как-то её совместить с другими видами искусства. Действительно, прав Васильевич: фильм "Летят журавли" имеет мощное эмоциональное воздействие. Сейчас читают мало. Может, стоит подумать над этим вопросом - литература и другие виды искусства. а не литература в чистом виде, например. Но нельзя отказываться от неё вообще.

16 Анна 19-05-2011 17:28

Даааа... Серебряный век предпочесть золотому - это сильно! Знаете, моя дочь за 3 года начальной школы Пушкина учила наизусть 1 раз, зато она выучила несколько песен стихами, без музыки ("Розовый слон", "Ах, Арбат мой, Арбат", "Он вчера не вернулся из боя" - несомненно, хорошие песни, но это же литература, а не музыка), и еще рыдала над Бальмонтом, не могла никак его в голову себе запихать. Какой идиот придумал учить Бальмонта в 3 классе?! Дети не учат Пушкина! Куда катится этот мир!

А серебряный век не нужно так уж рьяно в школьную программу, у нас и так хватает распущенности. По крайней мере Бальмонта - ну хотя бы в старших классах.

17 Ано нэ 25-07-2011 14:48

серебрянный век в третий класс может и не надо.но и "Мертвые души" не надо-особенно всмятку,в один-два урока.еще смешило-необходимость читать в три дня "Войну и Мир",слава богу они мне не попались на экзамене,и не пришлось импровизировать с Болконским и дубом.

а вобще многое от учителя зависит.если я в десять лет читала "детство отрочество юность" и при всей старомодности умудрилась его полюбить,то лет в 16 даже "человек-невидимка" стал дремучим лесом.это сейчас,ощущая право на свои мысли,я могу оценить важность литературы...а тогда...

очень серьезно обидело когда учитель сказал "это поколение никогда не поймет их страданий",а я тоже оно,это поколение.

смысл мне читать,если ничьих страданий я нифига не пойму?смысл стараться(и читать за два года целую библиотеку)?(и к маньяку нельзя пойти проверить...сиди и мучайся)

такая программа и такой примитивный подход!"прогресс ведет к регрессу...",автор свят и спорить с ним имеет право лишь другой умерший автор,а еще как в мире все плохо,просто жуть как плохо,а если ты считаешь что ты хороший или мир лучше чем в те времена-ты бездуховная сволочь.да-да и только сейчас выросло поколение сплошь и рядом меркантильных.при Гоголе все были святые-и он отчего-то писал про Коробочку как про тип.а во времена Ломоносова-ну все были Ломоносовы!(кого они учили тогда?)и только злые бояре...когда учитель не решил куда вести линию партии,или начинаешь думать что Некрасов зря жил,или что не все они так уж православны вплоть до 20-го века.высокомерные,теряющие веру,метущиеся(и недоработки есть,но они умерли-а мертвые лучше живых,с точки зрения учителя).отсутвие меркантильности такое каким оно якобы всегда до нас было-было именно в народе как мне кажется только во время отечественных войн.а так народ как народ.интересный,ругающийся по-своему,очень живучий(и жутко консервативный).но другие народы тоже интересны,между прочим.и кстати-почему не было Веллеровского "Перпендикуляра" при том что Веллер был?и вобще Сапковский лучше народ выразил.не тот,не другой,а философию...

спасибо за статью.вспомнила свои мысли)))

18 Ангелина 25-07-2011 16:28

De gustibus non disputabunt( так, кажется, говаривали еще в Древнем Риме)Но как же тяжело дается нам эта истина. О ВКУСАХ НЕЛЬЗЯ СПОРИТь!!!! Но дискутировать, говорить со вкусом, эмоциями, пристрастиями просто необходимо! Вся литература просто-таки для этого создана. Кому-то Наташа Ростова кажется примитивной самкой, а кому-то -"чистейшей прелести чистейшим образцом". И на здоровье! пусть будут полярные мнения, лишь бы не отобрали повод поговорить.Литература-самый необходимейший предмет, но только преподавать его надо бережно, с учетом того, что это не НАУКА,а ИСКУССТВО.И проверять литературу тестами- преступно!!!!

19 Васильевич Ангелине 25-07-2011 20:08

Преступно, но иной раз бы и помогло слова Пушкина "чистейшей прелести чистейший образец" не дарить так безоглядно, в общем-то, миленькой Наташе Ростовой.

Примите и прочее.

20 Ангелина 25-07-2011 20:28

Вот-вот, милейший Васильевич. Я о том и говорила. На ваш "gustis" о Наташе почему-то нельзя пушкинскими словами. А на мой - очень даже можно. именно прелесть, а не лакированная красота. Вся свет, движение, эмоциональный вихрь, сочувствие и сопереживание. Для меня = это и есть чистейшая прелесть. А ваше мнение -лишь ваше мнение.Я выслушаю,но останусь при своем))))

21 Аноним 25-07-2011 21:48

Что это за изучение русской литературы без "Войны и мира" Л. Толстого и творчества Ф. М. Достоевского? И чем плоха "Молодая гвардия"? Литература должна расширять сознание, горизонт учащихся, развивать способность быть сопричастным внутреннему миру других людей, прошлых исторических эпох. Понять и почувствовать советскую эпоху тоже нужно. Советских писателей тоже немало. Шукшин, например, Распутин, Астафьев и др.

Пусть трудно. Учеба - это труд. Пусть тянутся вверх, делают над собой усилия. Автор же статьи призывает идти на понижение, идти на поовду у ленивых школьников. И навязывает свои субъективные пристрастия. Как раз творчество революционных демократов становится все более актуальным по мере того, как наше общество все больше регрессирует к России 19 века.

22 Васильевич Паше Ангелиной 26-07-2011 00:09

Когда мы до войны сели все на тракторы, мы уже знали, что Пушкин восторгался в своем стихотворении полячкой, надменной славянской парижанкой из Варшавы, его мадоной (написание А.С.Пушкина), в то время как Л.Н.Толстой имел в виду Наташу Ростову из-подо Ржева с пропиской в Москве. Увольте скрещивать такие разные дворянские типы, уважайте вкусы Пьера Безухова, Дорохова и кнезьАндрея, которые не называли, не называли Наташу Ростову чистейшей прелести чистейшим образцом.

А в вашей тракторной бригаде, Паша, так ли тщательно учили русскую литературу?

Оставьте свой комментарий!

Дорогие пользователи! У нас принято указывать настоящие имена.

(обязательно)