Рачевский: почитайте закон №83-ФЗ, а не верьте слухам

Просмотров: 13934Комментарии: 19
ОбразованиеОбщее в образовании

Какой будет схема финансирования образовательных учреждений с изменением их правового статуса, и позволит ли новый закон стать им более самостоятельными? На вопросы корреспондента отвечает член Общественной палаты РФ, директор Центра образования "Царицыно" г. Москвы Ефим Лазаревич Рачевский.

– Ефим Лазаревич, у закона об изменении правового статуса бюджетных учреждений есть противники, в том числе и среди Ваших коллег. Как Вы считаете, принесет ли 83-ФЗ пользу, и если принесет, то кому?

– Федеральный закон № 83-ФЗ будет полезен всем, поскольку содержит конструктивные решения многих насущных проблем.

Во-первых, "нечестные" школы лишатся возможности взимать различные поборы с родителей, т. к. по новым правилам образовательные учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно – путем введения платных образовательных услуг.

Во-вторых, перейдя в новый статус, школы освободятся от сметного финансирования. Они будут получать средства в рамках выполнения государственного задания и публично отчитываться за каждую потраченную копейку.

В-третьих, на те школы, которые перейдут в статус автономных учреждений, не будет распространяться действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1], согласно которому единственным критерием определения победителя конкурсных торгов является цена товара.

Мы, например, обожглись на этом, когда приобретали мебель для школьной столовой. Объявили конкурс и вынуждены были как бюджетное учреждение заключить контракт с той организацией, которая предложила наименьшую цену. В результате получили некачественную мебель, которая через полгода развалилась. Теперь же с принятием Закона № 83-ФЗ [2] образовательным учреждениям, перешедшим в статус автономных, не нужно будет проводить конкурсные торги. Это позволит им как заказчикам сэкономить не только время, но и средства. Лично для нас критерием будет служить соотношение цены-качества товара, работы или услуги.

– Какие еще плюсы Вы видите в освобождении школ от сметного финансирования?

– Приведу конкретный пример. В настоящее время у нашего учреждения за счет регрессной шкалы подоходного налога образовалось 2 млн руб. А нам как раз остро необходимо провести ремонт кровли в двух зданиях и купить электронные школьные доски для начальной школы. Однако эти деньги я смогу потратить только на заработную плату. Для приобретения досок потребуется разрешение главного распорядителя кредитов, на что уйдет как минимум четыре-пять недель. Теперь по новому закону школы будут получать финансирование не по смете (столько-то на мел, столько-то на мебель и столько-то на зарплату), а общей суммой на все сразу, после чего администрация вместе с управляющим советом будут распределять деньги в зависимости от конкретных нужд и потребностей.

– Разработчики Закона № 83-ФЗ объясняют необходимость реформ тем, что "существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности государственных и муниципальных услуг". Разделяете ли Вы такую точку зрения?

– Да, совершенно с ней согласен. Существующая система бюджетных учреждений и схема их финансирования возникли еще при советской власти. Однако ситуация с тех пор изменилась. Только за последнее десятилетие детей в России стало меньше на 8 млн. Количество же школ не уменьшилось, равно, как и количество педагогов и педагогических вузов, хотя в стране сегодня учительская безработица. Естественно, что эту систему надо как-то оптимизировать, но не волюнтаристским путем, за которым могут стоять субъективные или коррупционные решения. Необходимо поставить образовательные учреждения в такие условия, которые "заставят" их работать эффективно. Это вовсе не означает, что они должны брать с родителей обучающихся деньги. Каждое учреждение будет получать задание от учредителя, государства. Справляется коллектив с заданием – учреждение функционирует, т. е. живет, а не справляется – возникает вопрос, по какой причине? Может быть, там директора надо поменять?

Даже в Москве сегодня существуют десятки школ, которые не могут набрать детей в первый класс. А рядом с ними находятся школы, в которые конкурс пять человек на место, потому что родители считают, что там их дети получат хорошее образование. Что в перспективе произойдет со школой, которая не удовлетворяет потребности родителей? Конечно же ее не обанкротят, поскольку новым законом такая процедура не предусмотрена. Просто в следующий раз она не получит государственное задание либо задание ей изменят – она станет, например, баскетбольным центром. Таким образом, по естественным причинам и в силу стремления школ получить государственное задание и финансирование под его выполнение должно измениться и качество предоставляемых услуг. Единственное, от чего я хочу предостеречь, – не ждите быстрых результатов, на их достижение может уйти восемь-десять лет.

– А чем, по Вашему мнению, вызваны опасения руководителей образовательных учреждений? Некоторые из них пугают родителей тем, что им придется оплачивать чуть ли не половину учебных часов в неделю.

– Эти руководители не читали закон и пользуются теми же слухами, что и родители. Задание будет основано на государственном стандарте образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 ч в рамках основного (общего) образования и 10 ч в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны. И если из этих 32 ч хотя бы один час руководитель учреждения попросит оплатить родителей, то его ждет встреча с прокурором.

– В связи с принятием Закона № 83-ФЗ школам придется внести изменения в устав, привести в порядок документацию, в том числе имущественную, и погасить долги – зарплатные и коммунальные. При этом, как Вы уже заметили, новым законом банкротство образовательных учреждений не предусмотрено…

– Да, банкротство детских садов, школ и вузов закон не допускает, так же, как и приватизацию, акционирование и отчуждение недвижимости без разрешения учредителя.

– А по факту что ждет руководителей-банкротов?

– Ну что их ждет? Ждет реструктуризация. В Москве, кстати, она уже идет полным ходом: в этом году, например, закрыли 30 школ. То есть не совсем, конечно, закрыли, просто исчезли номера. В частности, нашему Центру образования передали здание школы, где еле-еле набрали один первый класс. Теперь у нас там размещается 22 класса начальной школы.

– Ефим Лазаревич, Общественная палата РФ, членом которой Вы являетесь, высказывала свои замечания и предложения при обсуждении проекта закона. Были ли они учтены в окончательном варианте документа?

– Да. Между прочим, самым главным нашим предложением было вводить закон не резко, а постепенно, предусмотрев при его реализации "год пробных шагов" с тем, чтобы окончательно он вступил в силу только в 2012 г.

– И последний вопрос: каких подводных камней при реализации нового закона стоит опасаться?

– Опасаться стоит нерадивых муниципальных и региональных чиновников, поскольку федеральная власть сделала все от нее зависящее, чтобы создать комфортные условия для развития хороших, успешных школ… В любом случае руководителям образовательных учреждений надо понять, что прошли те времена, когда можно было прийти к начальнице РайОНО, упасть на колени и сказать: "Марья Ивановна, матушка, помоги, дай денег!" Подобные способы решения проблем ушли в прошлое… Работать надо больше, тогда и будет успех!

Интервью подготовила С. Макарова

Комментариев: 19 RSS

1 Аноним 10-09-2010 20:46

Цитата: "прошли те времена, когда можно было прийти к начальнице РайОНО, упасть на колени и сказать: "Марья Ивановна, матушка, помоги, дай денег!" Подобные способы решения проблем ушли в прошлое… Работать надо больше, тогда и будет успех!"

Ага. Теперь заведующие и директора не падают на колени в РайОНО, а тащат туда подарки. И какие! А школы и сады кое-как ремонтируют педагоги на свои собственные деньги.

2 Personalist 10-09-2010 22:19

Товарищу Рачевскому надо самому лучше читать закон №83-ФЗ

О «пользе закона»:

О поборах в нечестных школах: Если школы будут поставлены в условия выживания, то они будут взимать поборы и легально, и нелегально, как можно больше. Вопрос о честности станет не актуален, если речь идет о выживании.

«Свобода» от сметного финансирования – это свобода от содержания учреждения за счет государства. Что хорошего может быть в этом для самого учреждения?

Пусть автономным учреждениям легче делать закупки, зато автономные учреждения должны будут отчитываться перед налоговой инспекцией. А это вещь довольно серьезная.

Приводимые Е. Рачевским как пример «электронные доски» можно будет купить только в том случае, если они будут учтены в госзаказе. А он будет даваться по головам, по количеству учащихся. Если сейчас – бюрократическая волокита, то при этом законе для многих школ – будет просто невозможность приобрести эти лелеемые доски.

Байка про «современные» подходы – есть прикрытие для идеологии рыночного фундаментализма, пропахшей нафталином идеологии 19 века.

Что значит «справляется учреждение с заданием»? Хорошие показатели ЕГЭ? Оценки хорошие? Так будет еще больший стимул завышать оценки и фальсифицировать результаты ЕГЭ. А если даже не фальсифицировать, то сводить процесс образования к натаскиванию по ЕГЭ.

Директора можно вполне менять и при сметном финансировании. Зачем для этого устраивать целую бюджетную революцию?

И как мило звучит: школу не обанкротят, только вместо школы будет баскетбольный центр! А В Ульяновске на месте школы открыли торговый центр. Он еще эффективнее!

Что касается бесплатных 32 часов – так это лукавство. В стандарте не указано, сколько именно часов на данный предмет должно быть выделено. См.: Страсти по стандарту: новое оружие реформаторов http://netreforme.org/?p=28

Вот и открываются возможности манипуляции – уменьшения количества часов, необходимого для нормальной подготовки по предмету. Придется родителям брать для своих детей дополнительные часы и оплачивать их из своего кармана. И школы ради своего выживания будут вынуждены этим заняться. Так задумано уже давно. Стандарты рассчитаны на тройку с минусом. Остальное – за деньги. См.: Модернизация страны и образования в духе Гитлера http://www.newsland.ru/News/Detail/id/553044/cat/42/

А пассаж с Марьей Ивановной из РайОНО означает, что государство не будет давать денег даже на необходимые нужды.

Что и говорить – очень «полезный» закон!

3 Аноним 11-09-2010 20:17

В самом лучшем лицее города Ульяновска (20 многопрофильный лицей), где и 2 раза гранд получали по миллиону, и финансирование лучше, чем в обычных школах, как собирали деньги с родителей ежегодно, так и собирают. Сумма только растёт. Если 2 года назад только в фонд школы собирали по 500 рублей, то год назад - 1000. Для родителей Ульяновска - это большие деньги. Причем байки о том, что деньги сдаются на добровольной основе - обман чистой воды. И не "лишатся возможности взимать различные поборы с родителей" даже такие неплохо обеспеченные лицеи! Просто документально это фиксироваться уже нигде не будет. А родители сдавать будут, иначе просто проводят.

5 Аноним 12-09-2010 21:01

Необходимо поставить образовательные учреждения в такие условия, которые "заставят" их работать эффективно.

***

Читать противно!!!

Уж сразу бы сказали, что в развале страны, в прохой жизни и во всех бедах вообще виноват УЧИТЕЛЬ - "лодырь, лоботряс, тунеядец и пр"..

***

Господам чиновникам не мешало бы придумать для себя жёсткие критерии отбора по условиям эффективности их работы. Кто им сказал, что их самих не надо ЗАСТАВИТЬ работать, а не наживаться за счёт горбов других?

А избавиться от них очень даже просто: сделайте им зарплату чиновника размером с зарплату учителя, и они сами все разбегутся в разные стороны. И даже о желании работать "на благо" Родины, вытаскивать её из какого-то ими же придуманного кризиса, "не досыпать ночами", издумывая очередной закон, который "поможет" развитию государства, они и не вспомнят.

6 Комментатор 525 16-09-2010 16:57

Если учителей поставили ниже плинтуса, то подумайте о детях, УМНИКИ вы наши. Мало в стране наркоманов и пьяний. Ваши детки на заграницу нацелены, а нашим куда бежать? Вы хоть школьной жизнью поживите немного, может соображать лучше будете! Позор нашим правителям!!!

7 Аноним 17-09-2010 01:23

а мне вот эта фраза понравилась:"... либо задание ей изменят – она станет, например, баскетбольным центром." представляете, в сельской местности вместо школы будет баскетбольный центр? зачем в деревни учиться?

или вот эта:"... еле-еле набрали один первый класс. Теперь у нас там размещается 22 класса начальной школы." это ж сколько ребятишек теперь будут ездить к черту на кулички с первого класса? а ведь родителям придется отпрашиваться 2 раза в день чтобы утром отвезти, а днем забрать детей!

8 Аноним 24-09-2010 18:44

Я стесняюсь спросить у члена Общественной палаты, с какого времени в Российской Федерации регрессивная шкала подоходного налога, с которой у него образовалось

2 млн.рубл. и которые он к сожалению не может потратить куда хочется? Долго ли он падал на колени "матушке Марье Ивановне", чтоб отразовалась такая экономия бюджетных средств на заработную плату или просто недоплачивал учителям?

10 Аноним 17-10-2010 09:47

по-моему, он бредит... если школа не может добиться поставки качественной мебели, то это проблема не закона об образовании, а закона о госторгах. его и меняйте.

вырубило про школу, которая не может набрать в 1 класс детей, когда в соседней конкурс. "станет баскетбольным центром". т.е. в соседней школе будет уже 6 человек на место конкурс, а эту слабую школу вынудят выживать, продавая услугу "спортзал для игры в баскетбол". тогда бы уж лучшей пейнтбольным центром школу сделали: чтобы по коридорам носились игроки и стреляли друг в друга.

11 аноним 26-10-2010 16:05

какая прелесть данный диалог!

12 аноним 26-10-2010 16:22

И я стесняюсь спросить у члена Общественной палаты, с каких это пор у нас в общеобразовательную школу принимают детей "по конкурсу", это там, где 5 человек на место? Читайте, уважаемый господин, Закон РФ "Об образовании", который гласит, что никаких испытаний при приеме в школу НЕ ПРОВОДИТСЯ!

Еще очень интересный момент выступления Ефима Лазаревича. "В-третьих, на те школы, которые перейдут в статус автономных учреждений, не будет распространяться действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1], согласно которому единственным критерием определения победителя конкурсных торгов является цена товара.

Мы, например, обожглись на этом, когда приобретали мебель для школьной столовой. Объявили конкурс и вынуждены были как бюджетное учреждение заключить контракт с той организацией, которая предложила наименьшую цену. В результате получили некачественную мебель, которая через полгода развалилась."

Вам очень повезло, так как некоторые по 94-фз покупали не только мебель, которая развалилась, но и котлеты для питания школьников, а от них ох куда более хреновые последствия, чем от мебели!!!!!!!!! Продолжу цитату...

"Теперь же с принятием Закона № 83-ФЗ [2] образовательным учреждениям, перешедшим в статус автономных, не нужно будет проводить конкурсные торги. Это позволит им как заказчикам сэкономить не только время, но и средства. Лично для нас критерием будет служить соотношение цены-качества товара, работы или услуги."

Какая прелесть, читаю и глазам своим не верю, а в законе то 94 говорится, что как раз таки ОН призван сэкономить бюджетные средства. А оказывается, что уже даже в Общественной палате поняли, что 94-фз не экономит средств (со слов уважаемого члена Общ. палаты! А что же тогда мешает той же общественной палате внести инициативу об отмене 94-фз, а не только говорить об этом, создавая дешевую привлекательность автономного учреждения!

13 Аноним 23-12-2010 05:30

... интересные диалоги / монологи! Уже ни смеяться, ни плакать не хочется.

№83-ФЗ уничтожил самостоятельность автономных учреждений, добавив текст о том, что АУ могут открывать как расчетные счета в банке, так и лицевые счета в казначействе - наши чиновники моментально узрели эту лазейку,которая специально для них и создана. В результате с 01.2011 г. у автономных учреждений не будет самостоятельных расчетных счетов в банке, а только лицевые - в казначействе. С чем боролись, на то и напоролись....

а в агенство госзаказа загнали еще проще, под маркой кризиса запретив всем приобретать оргтехнику, мебель и (читайте внимательно сейчас будет очень смешно! - автотранспорт и бензин - это в школе-то!?) без госзакза. Теперь несчастные ксероксы/сканеры для школы приобретаем 2 месяца!!! При этом, чтобы регистрировать все договора , акты, счета (их надо получить, отсканировать, съездить в казанчейство получить подпись о том, что у тебя есть деньги на счету, отправить в госзакупки, и ждать, когда тебе найдут поставщика 9хотя бы он был у тебя на соседней улице в три ряда), но не факт, что тебе дадут именно этих поставщиков - у них ведб есть тоже свои ближние, - далее при "конкурсе" - реальное снижение 100-200 рублей - из двух ты должен выбрать, то ли кто симпатичнее 9но - их же в другом городе не видно), а потом самое интересное, надо съездить за 200 км за договором, или ждать пока он придет к тебе по почте... вот такая "скоростная" услуга по электронным торгам... - необходимо было ввести отдельную штатную единицу, чтобы успевать все эти процедуры выполнять, иначе бухгалтер просто не успевал все это проделывать (при нашей -то скорости интернета) - экономия потрясающая!!!

И нам объясняют, что это решение регионального кабинета министров, правда не понятно, зачем тогда федеральные законы пишутся.

Да, а еще годом раньше (тоже под маркой кризиса) потребовали от директоров школ дать доверенность на управление своим расчетным счетом казначейству (5 человек!!! - вместо директора и гл. бухгалтера в школе). Без их согласия (кроме наблюдательного совета) ни фин.план не изменить - который , кстати тоже не директор школы составляет, а опять же лучше понимающие нужды школы финансовые органы и казначейство.Это миф - про финансирование одной строкой, - оно продержалось всего 1 год. Кстати, в этот год (2008-2009 уч.год - уже кризисный по сути) - автономные учреждения не имели кредиторских задолженностей, могли гибко управлять финансами и за счет экономии не на зарплате, там нечего экономить, но на приобретениях, - распоряжаться деньгами гораздо эффективнее. А теперь в результате - ответственность на директоре, а управление - в других руках.

"ЗА ПРОСРОЧЕННУЮ КРЕДИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ – УВОЛЬНЕНИЕ,

ЗА УБЫТОК – ВЗЫСКАНИЕ В РАЗМЕРЕ УБЫТКА" - это из выступлений официальных органов. Простите, зачем огород городили с №83-ФЗ???

У нас теперь фиксированные казенные - совсем без прав, но при госзаботе, и бюджетные, которые почти автономные, но без госучастия в ответственности, и автономные, которые не понятно кто: и без прав, и без счетов, но с с полной ответственностью... Кому не доверяем? или не ведаем, ЧТО творим?

14 Аноним 23-12-2010 16:00

У нас же правительство спит и во сне видит "рыночные" отношения, которые, как я понимаю, есть обогащение за счёт другого любыми методами, причём ответственность за собственное обогащение возлагается на того, за счёт которого обогащаемся. И вот именно это надо и воспитать в современных детях, и новый учитель - это тот, кто так и будет делать.

Я уже программу новостей смотреть не могу, выступления президента и прочих слушать невозможно. Откровенно говоря, очень хочется плеваться и ругаться.

Это желание загрести себе всё и побольше рано или поздно приведёт к тому, что люди озлобятся уже не друг на друга, а на чиновников, и пойдут их вешать на фонарных столбах, и хороших и плохих без разбора.

15 Аноним 07-02-2011 17:01

Надо разгонять такую власть, которая издаёт законы с которыми согласна только она,а не согласен народ,жить стало совсем нелегко.Коррупция, монополия на лекарства и на др. товары,бешеные скачки цен. И всё твердят, что кризис.Заставили нас платить по завышенным тарифам за услуги ЖКХ, сейчас ещё и школа платная станет.Социальные выплаты срезаны уже сейчас,так ещё планируют уменьшить.Сколько можно молчать?

16 А.Пестов 13-02-2011 02:10

Рачевский интервью о Путине по телевидению давал перед выборами ВВП на второй срок, выглядело как ПР акция, Вы ожидаете, что он СЕЙЧАС с критикой выступать будет?

Читайте лучше мнение М. Задоронова на эту тему: http://www.eduhelp.info/page/mihail-zadornov-o-novyh-obrazovatelnyh-standartah

17 петр 13-02-2011 14:25

Похоже,критиковать только научились комментаторы.если ни чего положительного не вынесли из ФЗ-83

18 Сергей 20-04-2011 16:53

1. 122-ФЗ это шаг назад от закона Об образовании 1992г.

2. 83-ФЗ не работает эффективно НИГДЕ. Его задача снять ответственность за принятие решения и централизовать финпотоки. Рекомендую взглянуть, например, на предложения мин-ва образования Моск. обл. для школ выигравших конкурс 2011г. 3Д телевизоры и т.п. с завышением в цены 4-5 раз.

3. В общем образовании НЕТ проблем, решаемых 83-ФЗ. Там проблемы:

- низкой оплаты;

- старости кадров;

- нет средств на ремонт;

- доисторическая (с 1944г.) пятибалльная система;

- убогая маттех база;

- блестящее питание за 50руб. в день на ученика;

- бездарные и навязывамые школам учебники;

и т.д. и т.п.

19 звездочкина 22-05-2011 17:26

Мне стыдно за нашу власть. И жалко каждую копейку налога, который она взымает. Которые идут на содержание тех, чьи щеки не умещаются в объективе видеокамеры.

Оставьте свой комментарий!

Дорогие пользователи! У нас принято указывать настоящие имена.

(обязательно)